Конспект занятия в разновозрастной группе «Начало начал».
Информация об авторах:
1. Бодунова Ольга Анатольевна. МБДОУ «Д/с №26». Воспитатель, педагогический стаж 25 лет, первая квалификационная категория.
2. Мозгалёва Татьяна Владимировна. МБДОУ «Д/с №26». Воспитатель, педагогический стаж 25 лет, первая квалификационная категория.
Пояснительная записка к занятию.
· Тема занятия: Начало начал.
· Тип занятия: Комбинированное занятие.
· Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
· Возрастная группа: подготовительная группа (6-7 лет), средняя группа (4 года)
· Номер занятия : Для подготовительной группы – итоговое занятие по проекту «Семья», для средней группы первое занятие по проекту «Моя семья».
· Цель занятия: для подготовительной группы – обобщить и закрепить , полученные в ходе проекта знания, продемонстрировать свои умения детям младшего возраста; для средней группы – заинтересовать детей предстоящей работой по изучению новой темы.
· Позиция воспитателя: Увидев предложенную тему для написания конспекта нисколько не сомневались о чём должна идти речь. Несомненно «начало начал» для каждого человека – это семья. Сразу же пришла мысль о нетрадиционной форме подачи информации, о занятии с разновозрастной группой. В семье, где воспитываются несколько детей, часто младшие дети учатся на примере старших, перенимая необходимые навыки, правила поведения, копируя их действия. Этот принцип взят за основу занятия. У детей подготовительной группы прошёл проект, посвящённый семье. Они овладели большим объёмом информации и из истории русской семьи, и народной мудрости, учились примерять на себя различные социальные роли, учились делать выводы, сообщать своё мнение по спорным вопросам. И для них очень важно полученные знания применять на практике. На протяжении занятия они проверяют работу младших, контролируют правильность их ответов, демонстрируют актёрские умения. Младшим же детям, увидевшим, как много знают и умеют старшие, без сомнения хочется отличиться, показать и свои знания и умения. И проект на младшей группе, который только начинается этим занятием, несомненно ждёт большой интерес. Нетрадиционный подход к преподнесению информации на данном занятии дополнительно мотивирует всех участвующих детей.
· Цель применения ИКТ: - продемонстрировать лучшую из семейных работ по проекту в подготовительной группе; проиллюстрировать ею рассказ о конкретной семье.
· Используемое оборудование: аудиозапись песни; набор деревянных кукол «Семья»; атрибуты для сценки (сумка с продуктами, бусы, шляпка, утюг, щётка, швабра, посуда, набор инструментов, журнал о машинах, игрушки) ; контурные изображения членов семьи, клей, бумага; проигрыватель, ноутбук, проектор, демонстрационный экран; сигнальные карточки ; шкатулка; 3 подноса.
Содержательная часть:
3.1. Конспект занятия.
Деятельность воспитателя. |
Деятельность детей. |
Этап 1 занятия. Вводный. 5 мин. |
Цель этапа: Заинтересовать детей необычностью предстоящей работы. |
Цель этапа: Заинтересоваться, захотеть активно участвовать. |
Деятельность 1. (Слайд 2.)
Беседа.
Воспитатель проводит беседу:
Здравствуйте, ребята, те, которые постарше и те, что младше. Да, сегодня у нас очень необычное занятие. Даже вошли мы не как всегда. В чем отличие от начала других занятий?
А вы знаете, что это не простая песня, это – песня подсказка. Как вы думаете, о чём будет наше занятие ?
А чем ещё необычно наше занятие?
А знаете зачем это?
Ведь учить, объяснять, проверять будут не воспитатели, а дети подготовительной группы. И они должны очень стараться, что бы младшие всё поняли и запомнили.
Давайте внимательно посмотрим друг на друга: Какие мы?
Да! А откуда у вас столько хороших качеств? Что помогает вам быть такими? На этот вопрос мы сможем ответить в конце занятия. |
Дети входят под музыку (песня), рассаживаются и дослушивают до конца.
Мы вошли под песню.
О семье.
На него собрались дети из разных групп.
???
Отвечают дети обеих возрастных групп:
- Красивые, умные, хорошие, добрые, весёлые и т.д. |
Этап 2 занятия. Активизация словаря по теме «семья». 8 мин. |
Цель этапа: - Включить детей в обсуждение семейных связей;
-Формировать сознательное употребление слов, обозначающих родственные связи;
- Объяснить младшим детям смысл сигналов «Да» и «Нет»;
- Закрепить со старшими детьми навык применения сигнальных карточек;
- проведение комплекса физических упражнений с целью снятия статического напряжения. |
Цель этапа: (младшие) Запомнить родственные связи и слова, их обозначающие;
(старшие) Следить за правильностью ответов младших,
Вспомнить и рассказать народные пословицы о семье;
Выполнение физических упражнений точно под счёт. |
Деятельность 1. (Слайд 3)
- Посмотрите, что я принесла (на стол ставится шкатулка). Что в ней?
А в ней у нас несколько предметов, но их можно назвать и одним словом.
Кто это? ( Достаются и по одной показываются куклы из набора «Семья» )
Как назвать их одним словом?
А кем друг другу будут приходиться члены этой семьи? Отвечать на вопрос будут малыши, а узнать правильно они ответили или нет, они смогут, посмотрев на сигнальные карточки в руках у старших детей (показываются сразу 2 фигурки):
Женщина – ребёнок
2 ребёнка
Женщина и мужчина
Старушка и мальчик
И т.д.
Молодцы ребята! Вы все справились со своими заданиями! |
???
Мальчик, сын
Девочка, дочь
Мама
Папа
Бабушка
Дедушка
Семья.
Это мама и сын.
Это брат и сестра.
Это жена и муж.
Это бабушка и внук.
(отвечают младшие дети, а старшие сигнальными карточками показывают согласны они с ответом или нет) |
Деятельность 2. Русские народные пословицы о семье. (Слайд 4.)
- Семьи существуют сейчас, были они и раньше, давным-давно. Семьи имели свои правила, все подчинялись старшему – главе семьи, а о младших заботились и учили уму-разуму.
Русский народ посвятил семье множество метких выражений – пословиц и поговорок.
А знаете ли вы их? |
Дети старшего возраста называют пословицы и поговорки, младшие слушают и запоминают (Приложение №2) |
Деятельность 3. Физкультминутка.(Приложение №3) (Слайд 5.) |
|
Этап 3 занятия. Осознание детьми социальной роли каждого члена семьи в отдельности. 13 мин. |
Цель этапа : - продолжить знакомить детей с социальной ролью отдельных членов семьи;
- создать необходимые условия для показа старшими детьми сценок – драматизаций;
- замотивировать младших на внимательный просмотр и последующий анализ увиденного. |
Цель этапа : (младшие) показать умение выделять общее для группы предметов;
Посмотреть сценки, сделать выводы , постараться обосновать своё мнение.
(старшие) проверить выполнение работы младшими ребятами;
Максимально точно, эмоционально изобразить в сценках –драматизациях 2 разные семьи. |
Деятельность 1. (Слайд 6.)
(постановка задачи для младших детей)
Семьи раньше были очень большими: бабушки, дедушки, мама, папа и много детей жили все вместе в одном доме. Сейчас семьи меньше и живём мы часто в разных квартирах. Но и раньше, и теперь у каждого члена семьи есть свои обязанности. Папа заботится о всей семье, ремонтирует в доме то, что сломалось. Мама – готовит вкусную еду, содержит дом в чистоте. Детишки помогают своим родителям.
Посмотрите, здесь у нас находятся предметы, которые нужны разным членам семьи. Ваша задача разобраться, кому – что принадлежит (дети получают задания в группах).
Ребята, а каждая ли группа малышей справилась со своим заданием?
Молодцы и те, кто выполнял и те, кто проверял их работу. |
Младшие ребята разбирают вещи на 3 группы: для папы, для мамы и для детей.
Старшие проверяют и поправляют при необходимости.
Да. |
Деятельность 2. Драматизация . (Слайд 7.)
- Предметы, которые вы разобрали на группы, помогут старшим детям преобразиться.
Наши ребята теперь артисты и готовы показать нам 2 сценки, которые подготовили.
А кто же сейчас вы ? (вопрос к младшим)
Как ведут себя зрители?
Если вы будите внимательными зрителями, то сможете ответить на вопросы, которые я задам после того, как мы увидим сценки. |
Старшие дети в это время надевают на себя предметы, необходимые для вхождения в роль.
- Зрители.
Внимательно смотрят , не мешают другим.
Старшие дети и воспитатель показывают сценки одну за другой (Приложение №4) Младшие дети смотрят.
По окончании демонстрации дети хлопают. |
Деятельность 3. Анализ увиденного, обсуждение. (Слайд 8.)
Какая из увиденных семей вам понравилась?
Почему?
А что вы сможете сказать про первую семью?
А как вы ведёте себя дома? Как дети в первой или во второй семье? |
Вторая .
Они пожалели уставшую маму, помогли ей с домашними делами, сделали их все вместе.
Она нам не понравилась. Никто не помогает друг другу, дети только играли, папа отдыхал, а много дел выполняла только мама, и поэтому ей было очень тяжело.
Как во второй, любим маму, помогаем ей. |
Деятельность 4. Презентация семьи Димы Баранова. (Слайд 9.)
- А сейчас мы увидим рассказ о настоящей семье одного из наших ребят. |
Мальчик из подготовительной группы рассказывает стих о своей семье с опорой на презентацию (Приложение №5). |
Этап 4 занятия. Схематический портрет своей семьи в аппликации. |
6 мин. |
Цель этапа: -закреплять знание состава своей семьи каждым ребёнком;
- добиться, что бы все дети, даже испытывающие трудности, в итоге справились с работой;
-закреплять умение работать с клеем. |
Цель этапа : - суметь самостоятельно выбрать необходимые для составления аппликации детали;
-суметь идентифицировать себя с изображением;
- суметь воспользоваться навыками работы с клеем. |
Деятельность 1.(Слайд10.)
- А вы хотите рассказать про свою семью?
Хорошо, но наш рассказ будет необычным. Мы расскажем о семье не словами , а работой.
Здесь у нас на столе лежат силуэты разных членов семьи. Вы должны вспомнить, из кого состоит ваша семья, выбрать нужные силуэты и наклеить их на лист основы.
Воспитатель проводит индивидуальную работу с теми, кто испытывает затруднения. |
Хотим.
Дети внимательно слушают.
Дети подходят к столу, выбирают необходимые силуэты (Приложение №7), наклеивают их на листы основы. |
Этап 5 занятия. Рефлексия, подведение итогов. |
2 мин. |
Цель этапа:-повторить с детьми этапы занятия;
-помочь сформулировать детям ответ на основной вопрос занятия о ценностях семейных отношений; |
Цель этапа: - вспомнить части занятия, отметить те, что больше всего запомнились;
- по итогам беседы ответить на вопрос, поставленный в начале занятия;
-закреплять умение выразительно читать стихотворение и внимательно его слушать. |
Деятельность 1. (Слайд 11.)
Занятие подходит к концу, как много мы успели сделать. Назовите, чем мы занимались?
Поднимите свои работы те, кто любит свою семью.
Конечно, ведь в семье нас окружают самые близкие и родные люди. А как вы можете показать членам своей семьи, что вы их любите?
Какие вы добрые и хорошие дети, откуда же у вас много хороших качеств?
Вы – дети, ваша жизнь только началась и самым главным, важным и нужным для вас является семья. Настоящее начало начал всей жизни. |
Смотрели сценки и презентацию, читали стихи, составляли свою семью, играли, вспоминали народные пословицы о семье.
Дети поднимают свои работы.
Обнять, пожалеть.
Сделать подарки.
Помогать друг-другу…
Из семьи, родители учат, показывают на своём примере, как нужно поступать.
Ребёнок из средней группы читает стихотворение (Приложение №6) |
|
|
Приложение №2
Русские пословицы и поговорки.
За общим столом и еда вкуснее.
При солнышке тепло , при матери добро.
Дом не печь греет, а любовь и согласие.
У кого есть бабушка и дед, тот не знает бед.
Дерево держится корнями, а человек семьёй.
Отец накажет, отец и похвалит.
Куда мать, туда и дети.
Свой дом – не чужой, из него не уйдёшь.
Сборник русских пословиц и поговорок
Приложение №3.
Кто живет у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять (хлопаем)
Всех могу пересчитать: (прыжки)
Папа, мама, брат, сестра, (показываем пальцем)
Кошка Мурка, два котенка, (наклоны)
Мой сверчок, щегол и я — (повороты)
Вот и вся моя семья, (большой поклон)
http://podsnezhniksad.ucoz.com/
Приложение № 4.
Стихотворные сценки для драматизации.
Сценка 1.
Вечером мама с работы идёт,
Сумки с продуктами еле несёт.
Дома её поджидает семья:
Папа, сынок и дочурка мала.
Мама устала, болит голова:-
«Сейчас отдохну и возьмусь за дела».
- Какие дела, отдохни хоть немножко,
Все вместе поможем, нам ведь не сложно!
Дети продукты из сумок достали,
Всё разложили, игрушки убрали,
Ужин согрели, на стол всё накрыли
И маму с любовью они окружили.
Как хорошо, когда рядом семья,
Друг другу поможем – иначе нельзя.
Дела, если их разделить пополам
Совсем не трудны, и по силам всем нам!
Сценка 2.
Вечером мама с работы идёт,
Сумки с продуктами еле несёт.
Дома её ожидает семья:
Папа, сынок и дочурка мала.
Мама устала, весь день на ногах,
Болит голова. Но в квартире квардак:
Дочка с сынком в мяч в квартире играют,
Папа с дивана футбол наблюдает.
«Мама пришла,- закричали детишки,-
Что принесла? Шоколадки? Ириски?»
Быстро схватила сластёны подарки
И тот час умчались играть в свои прятки.
Папа с дивана: «Пора уже кушать,
Давно поджидаю я вкусный свой ужин».
Мама за сумки, к стиральной машине,
Потом за кастрюли и к швабре с ведром...
Всех накормила, убралась, помыла…
Вечер закончен, ночь уж кругом.
Автор стихов: Мозгалёва Т.В.
Приложение №6.
Что может быть семьи дороже?
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
И интересно вчетвером.
Малыш для старших как любимец,
Родители – во всём мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
На этой сказочной земле.
Источник: http://www.razumniki.ru/