Бодунова Ольга Анатольевна. Персональный сайт педагога.

Конспект занятия в разновозрастной группе «Начало начал».

 Конспект занятия в разновозрастной группе «Начало начал».

Информация об авторах:

1. Бодунова Ольга Анатольевна. МБДОУ «Д/с №26». Воспитатель, педагогический стаж 25 лет, первая квалификационная категория.

2. Мозгалёва Татьяна Владимировна. МБДОУ «Д/с №26». Воспитатель, педагогический стаж 25 лет, первая квалификационная категория.

Пояснительная записка к занятию.

· Тема занятия: Начало начал.

· Тип занятия: Комбинированное занятие.

· Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

· Возрастная группа: подготовительная группа (6-7 лет), средняя группа (4 года)

· Номер занятия : Для подготовительной группы – итоговое занятие по проекту «Семья», для средней группы первое занятие по проекту «Моя семья».

· Цель занятия: для подготовительной группы – обобщить и закрепить , полученные в ходе проекта знания, продемонстрировать свои умения детям младшего возраста; для средней группы – заинтересовать детей предстоящей работой по изучению новой темы.

· Позиция воспитателя: Увидев предложенную тему для написания конспекта нисколько не сомневались о чём должна идти речь. Несомненно «начало начал» для каждого человека – это семья. Сразу же пришла мысль о нетрадиционной форме подачи информации, о занятии с разновозрастной группой. В семье, где воспитываются несколько детей, часто младшие дети учатся на примере старших, перенимая необходимые навыки, правила поведения, копируя их действия. Этот принцип взят за основу занятия. У детей подготовительной группы прошёл проект, посвящённый семье. Они овладели большим объёмом информации и из истории русской семьи, и народной мудрости, учились примерять на себя различные социальные роли, учились делать выводы, сообщать своё мнение по спорным вопросам. И для них очень важно полученные знания применять на практике. На протяжении занятия они проверяют работу младших, контролируют правильность их ответов, демонстрируют актёрские умения. Младшим же детям, увидевшим, как много знают и умеют старшие, без сомнения хочется отличиться, показать и свои знания и умения. И проект на младшей группе, который только начинается этим занятием, несомненно ждёт большой интерес. Нетрадиционный подход к преподнесению информации на данном занятии дополнительно мотивирует всех участвующих детей.

· Цель применения ИКТ: - продемонстрировать лучшую из семейных работ по проекту в подготовительной группе; проиллюстрировать ею рассказ о конкретной семье.

· Используемое оборудование: аудиозапись песни; набор деревянных кукол «Семья»; атрибуты для сценки (сумка с продуктами, бусы, шляпка, утюг, щётка, швабра, посуда, набор инструментов, журнал о машинах, игрушки) ; контурные изображения членов семьи, клей, бумага; проигрыватель, ноутбук, проектор, демонстрационный экран; сигнальные карточки ; шкатулка; 3 подноса.

 Содержательная часть:

3.1. Конспект занятия.

Деятельность воспитателя.

Деятельность детей.

 

Этап 1 занятия. Вводный. 5 мин.

 

Цель этапа: Заинтересовать детей необычностью предстоящей работы.

 

Цель этапа: Заинтересоваться, захотеть активно участвовать.

Деятельность 1. (Слайд 2.)

Беседа.

Воспитатель проводит беседу:

Здравствуйте, ребята, те, которые постарше и те, что младше. Да, сегодня у нас очень необычное занятие. Даже вошли мы не как всегда. В чем отличие от начала других занятий?

А вы знаете, что это не простая песня, это – песня подсказка. Как вы думаете, о чём будет наше занятие ?

А чем ещё необычно наше занятие?

А знаете зачем это?

 Ведь учить, объяснять, проверять будут не воспитатели, а дети подготовительной группы. И они должны очень стараться, что бы младшие всё поняли и запомнили.

Давайте внимательно посмотрим друг на друга: Какие мы?


Да! А откуда у вас столько хороших качеств? Что помогает вам быть такими? На этот вопрос мы сможем ответить в конце занятия.

Дети входят под музыку (песня), рассаживаются и дослушивают до конца.




Мы вошли под песню.


О семье.

На него собрались дети из разных групп.

???



Отвечают дети обеих возрастных групп:

- Красивые, умные, хорошие, добрые, весёлые и т.д.

 

Этап 2 занятия. Активизация словаря по теме «семья». 8 мин.

Цель этапа: - Включить детей в обсуждение семейных связей;

-Формировать сознательное употребление слов, обозначающих родственные связи;

- Объяснить младшим детям смысл сигналов «Да» и «Нет»;

- Закрепить со старшими детьми навык применения сигнальных карточек;

- проведение комплекса физических упражнений с целью снятия статического напряжения.

Цель этапа: (младшие) Запомнить родственные связи и слова, их обозначающие;

(старшие) Следить за правильностью ответов младших,

Вспомнить и рассказать народные пословицы о семье;

Выполнение физических упражнений точно под счёт.

Деятельность 1. (Слайд 3)

- Посмотрите, что я принесла (на стол ставится шкатулка). Что в ней?

А в ней у нас несколько предметов, но их можно назвать и одним словом.

Кто это? ( Достаются и по одной показываются куклы из набора «Семья» )






Как назвать их одним словом?


А кем друг другу будут приходиться члены этой семьи? Отвечать на вопрос будут малыши, а узнать правильно они ответили или нет, они смогут, посмотрев на сигнальные карточки в руках у старших детей (показываются сразу 2 фигурки):

Женщина – ребёнок

2 ребёнка

Женщина и мужчина

Старушка и мальчик

И т.д.



Молодцы ребята! Вы все справились со своими заданиями!



???



Мальчик, сын

Девочка, дочь

Мама

Папа

Бабушка

Дедушка

Семья.





Это мама и сын.

Это брат и сестра.

Это жена и муж.

Это бабушка и внук.

(отвечают младшие дети, а старшие сигнальными карточками показывают согласны они с ответом или нет)

Деятельность 2. Русские народные пословицы о семье. (Слайд 4.)

- Семьи существуют сейчас, были они и раньше, давным-давно. Семьи имели свои правила, все подчинялись старшему – главе семьи, а о младших заботились и учили уму-разуму.

Русский народ посвятил семье множество метких выражений – пословиц и поговорок.

А знаете ли вы их?







Дети старшего возраста называют пословицы и поговорки, младшие слушают и запоминают (Приложение №2)

Деятельность 3. Физкультминутка.(Приложение №3) (Слайд 5.)

Этап 3 занятия. Осознание детьми социальной роли каждого члена семьи в отдельности. 13 мин.

Цель этапа : - продолжить знакомить детей с социальной ролью отдельных членов семьи;

- создать необходимые условия для показа старшими детьми сценок – драматизаций;

- замотивировать младших на внимательный просмотр и последующий анализ увиденного.

Цель этапа : (младшие) показать умение выделять общее для группы предметов;

Посмотреть сценки, сделать выводы , постараться обосновать своё мнение.

(старшие) проверить выполнение работы младшими ребятами;

Максимально точно, эмоционально изобразить в сценках –драматизациях 2 разные семьи.

Деятельность 1. (Слайд 6.)

(постановка задачи для младших детей)

Семьи раньше были очень большими: бабушки, дедушки, мама, папа и много детей жили все вместе в одном доме. Сейчас семьи меньше и живём мы часто в разных квартирах. Но и раньше, и теперь у каждого члена семьи есть свои обязанности. Папа заботится о всей семье, ремонтирует в доме то, что сломалось. Мама – готовит вкусную еду, содержит дом в чистоте. Детишки помогают своим родителям.

Посмотрите, здесь у нас находятся предметы, которые нужны разным членам семьи. Ваша задача разобраться, кому – что принадлежит (дети получают задания в группах).




Ребята, а каждая ли группа малышей справилась со своим заданием?

Молодцы и те, кто выполнял и те, кто проверял их работу.










Младшие ребята разбирают вещи на 3 группы: для папы, для мамы и для детей.

Старшие проверяют и поправляют при необходимости.

Да.

Деятельность 2. Драматизация . (Слайд 7.)

- Предметы, которые вы разобрали на группы, помогут старшим детям преобразиться.

Наши ребята теперь артисты и готовы показать нам 2 сценки, которые подготовили.

А кто же сейчас вы ? (вопрос к младшим)

Как ведут себя зрители?


Если вы будите внимательными зрителями, то сможете ответить на вопросы, которые я задам после того, как мы увидим сценки.


Старшие дети в это время надевают на себя предметы, необходимые для вхождения в роль.


- Зрители.

Внимательно смотрят , не мешают другим.


Старшие дети и воспитатель показывают сценки одну за другой (Приложение №4) Младшие дети смотрят.

По окончании демонстрации дети хлопают.

Деятельность 3. Анализ увиденного, обсуждение. (Слайд 8.)

Какая из увиденных семей вам понравилась?

Почему?



А что вы сможете сказать про первую семью?




А как вы ведёте себя дома? Как дети в первой или во второй семье?



Вторая .

Они пожалели уставшую маму, помогли ей с домашними делами, сделали их все вместе.

Она нам не понравилась. Никто не помогает друг другу, дети только играли, папа отдыхал, а много дел выполняла только мама, и поэтому ей было очень тяжело.


Как во второй, любим маму, помогаем ей.

Деятельность 4. Презентация семьи Димы Баранова. (Слайд 9.)

- А сейчас мы увидим рассказ о настоящей семье одного из наших ребят.



Мальчик из подготовительной группы рассказывает стих о своей семье с опорой на презентацию (Приложение №5).

Этап 4 занятия. Схематический портрет своей семьи в аппликации.

6 мин.

Цель этапа: -закреплять знание состава своей семьи каждым ребёнком;

- добиться, что бы все дети, даже испытывающие трудности, в итоге справились с работой;

-закреплять умение работать с клеем.

Цель этапа : - суметь самостоятельно выбрать необходимые для составления аппликации детали;

-суметь идентифицировать себя с изображением;

- суметь воспользоваться навыками работы с клеем.

Деятельность 1.(Слайд10.)

- А вы хотите рассказать про свою семью?

Хорошо, но наш рассказ будет необычным. Мы расскажем о семье не словами , а работой.

Здесь у нас на столе лежат силуэты разных членов семьи. Вы должны вспомнить, из кого состоит ваша семья, выбрать нужные силуэты и наклеить их на лист основы.

Воспитатель проводит индивидуальную работу с теми, кто испытывает затруднения.


Хотим.

Дети внимательно слушают.



Дети подходят к столу, выбирают необходимые силуэты (Приложение №7), наклеивают их на листы основы.

 

Этап 5 занятия. Рефлексия, подведение итогов.


2 мин.

 

Цель этапа:-повторить с детьми этапы занятия;

 -помочь сформулировать детям ответ на основной вопрос занятия о ценностях семейных отношений;


Цель этапа: - вспомнить части занятия, отметить те, что больше всего запомнились;

- по итогам беседы ответить на вопрос, поставленный в начале занятия;

-закреплять умение выразительно читать стихотворение и внимательно его слушать.

Деятельность 1. (Слайд 11.)

Занятие подходит к концу, как много мы успели сделать. Назовите, чем мы занимались?




Поднимите свои работы те, кто любит свою семью.


Конечно, ведь в семье нас окружают самые близкие и родные люди. А как вы можете показать членам своей семьи, что вы их любите?



Какие вы добрые и хорошие дети, откуда же у вас много хороших качеств?


Вы – дети, ваша жизнь только началась и самым главным, важным и нужным для вас является семья. Настоящее начало начал всей жизни.



Смотрели сценки и презентацию, читали стихи, составляли свою семью, играли, вспоминали народные пословицы о семье.


Дети поднимают свои работы.



Обнять, пожалеть.

Сделать подарки.

Помогать друг-другу…

Из семьи, родители учат, показывают на своём примере, как нужно поступать.


Ребёнок из средней группы читает стихотворение (Приложение №6)

 Приложение №2

Русские пословицы и поговорки.

За общим столом и еда вкуснее.

При солнышке тепло , при матери добро.

Дом не печь греет, а любовь и согласие.

У кого есть бабушка и дед, тот не знает бед.

Дерево держится корнями, а человек семьёй.

Отец накажет, отец и похвалит.

Куда мать, туда и дети.

Свой дом – не чужой, из него не уйдёшь.

Сборник русских пословиц и поговорок

Приложение №3.

Кто живет у нас в квартире?


Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять (хлопаем)
Всех могу пересчитать: (прыжки)
Папа, мама, брат, сестра, (показываем пальцем)
Кошка Мурка, два котенка, (наклоны)
Мой сверчок, щегол и я — (повороты)
Вот и вся моя семья, (большой поклон)

http://podsnezhniksad.ucoz.com/


Приложение № 4.

Стихотворные сценки для драматизации.

Сценка 1.

Вечером мама с работы идёт,

Сумки с продуктами еле несёт.

Дома её поджидает семья:

Папа, сынок и дочурка мала.

Мама устала, болит голова:-

«Сейчас отдохну и возьмусь за дела».

- Какие дела, отдохни хоть немножко,

Все вместе поможем, нам ведь не сложно!

Дети продукты из сумок достали,

Всё разложили, игрушки убрали,

Ужин согрели, на стол всё накрыли

И маму с любовью они окружили.

Как хорошо, когда рядом семья,

Друг другу поможем – иначе нельзя.

Дела, если их разделить пополам

Совсем не трудны, и по силам всем нам!

Сценка 2.

Вечером мама с работы идёт,

Сумки с продуктами еле несёт.

Дома её ожидает семья:

Папа, сынок и дочурка мала.

Мама устала, весь день на ногах,

Болит голова. Но в квартире квардак:

Дочка с сынком в мяч в квартире играют,

Папа с дивана футбол наблюдает.

«Мама пришла,- закричали детишки,-

Что принесла? Шоколадки? Ириски?»

Быстро схватила сластёны подарки

И тот час умчались играть в свои прятки.

Папа с дивана: «Пора уже кушать,

Давно поджидаю я вкусный свой ужин».

Мама за сумки, к стиральной машине,

Потом за кастрюли и к швабре с ведром...

Всех накормила, убралась, помыла…

Вечер закончен, ночь уж кругом.

Автор стихов: Мозгалёва Т.В.


Приложение №6.

Что может быть семьи дороже?

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

И интересно вчетвером.

Малыш для старших как любимец,

Родители – во всём мудрей,

Любимый папа – друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть её дороже

На этой сказочной земле.

Источник: http://www.razumniki.ru/


19 января 2016 в 22:52

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.